Областная олимпиада по филологии - 2001/2002.
Версия для печати
Фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала" 2001-2002 уч.г.
Задания заочного тура
о/о Филология.
Речь и культура общения.
10 кл.

Дорогие участники фестиваля!

Прочитайте размышления Д.С.Лихачева. Используя любую, известную вам методику, сделайте комплексный риторический анализ текста. Выполненный вами анализ должен представлять собою целостный текст, построенный по законам риторики. Перечисленные ниже вопросы могут помочь вам выполнить задание. Однако они не являются жестким планом анализа.

  • Какова основная мысль (основной тезис) текста? Как выражена в авторская позиция?
  • Какие доводы (аргументы), потверждающие основную мысль, использует автор? Как доводы соотносятся друг с другом? Как система доводов позволяет автору выразить свое отношение к заявленной проблеме?
  • Прокомментируйте композиционные особенности данного текста.Как построение помогает автору сделать основную мысль убедительной, а также выразить свою позицию?
  • Проанализируйте риторические средства выразительности (тропы и фигуры) данного текста. Подумайте, почему именно эти средства выразительности использует автор. Как они помогают выразить авторскую позицию, сделать текст убедительным и интересным для читателея?
  • Выразите свое отношение к проблеме, которая волнует автора. Развернуто обоснуйте свое мнение.

Ориентировочный объем выполненной работы: 6-8 стр.

Текст для анализа:

Д.С. Лихачев.

Цель и самооценка.

 

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье,-какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая-неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности-огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина-тоже огорченье, и еще какое! Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы "принципом", лишенным чувства доброты.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности. В этом есть какое-то своеобразное презрение к людям, стремление выделиться.

Я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к людям), но не обязательно "лучше других", и библиотеку себе надо составлять, и машину хорошо приобрести для себя и для семьи. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное, и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где не нужно. Когда это понадобится-другое дело. Там посмотрим-кто и к чему способен.