Областная олимпиада по филологии - 2001/2002.
Версия для печати
Фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала"
2001-2002 уч. год
Задания заочного тура
о/о Филология.
"Речь и культура общения"
9кл.

Дорогие участники фестиваля!

Прочитайте размышления А.И.Солженицына. Используя любую, известную вам методику, сделайте комплексный риторический анализ текста. Выполненный вами анализ должен представлять собою целостный текст, построенный по законам риторики. Перечисленные ниже вопросы могут помочь вам выполнить задание. Однако они не являются жестким планом анализа.

  • Какова основная мысль (основной тезис) текста? Как выражена в ней авторская позиция?
  • Какие доводы (аргументы), подтверждающие основную мысль, использует автор? Как доводы соотносятся друг с другом? Как система доводов позволяет автору выразить свое отношение к заявленной проблеме?
  • Прокомментируйте композиционные особенности данного текста.Как построение помогает автору сделать основную мысль убедительной, а также выразить свою позицию?
  • Проанализируйте риторические средства выразительности (тропы и фигуры) данного текста. Подумайте почему именно средства выразительности использует автор. Как они помогают выразить авторскую позицию, сделать текст убедительным и интересным для читателя.
  • Выразите свое отношение к проблеме, которая волнует автора.Развернуто обоснуйте свое мнение.

(Ориентировочный объем выполненной работы:5-6стр.)

А.Солженицын "Колокольня"

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию - не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! - Молбга и вся на дне.) И сегодня; стань на прибрежной грани, - даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.

Но осталась от утопленного города - высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего - а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И - вот,стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, - стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролетами, а дальше луковкой и шпилем - в небо! Да ещё на шпиле - каким чудом? - крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, - шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры.

Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить - здесь.

И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...