Областная олимпиада по русскому языку - 2001/2002.
Версия для печати
Фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала" 2001-2002 уч. г.
Задания заочного тура
Образовательная область "Филология"
"Русский язык"
10-11 классы
  1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них "сосед". Прислушайтесь, в каких словах буква с обозначает звук [с],а в каких другие звуки?

    Просьба, сшить, сжечь, слушать, синий.

    Назовите эти звуки.

  2. Одинаково ли значение выделенных слов:
    а) В этом интересном матче победили спартаковцы.

    б) Мы шли под грохот канонады,
    Мы смерти смотрели в лицо.
    Вперед продвигались отряды
    Спартковцев - смелых бойцов.

  3. Прочитайте стихотворение Ольги Фокиной "Печное".

    Здравствуй, печка-матушка...
    В прежнем, не новом
    О-печке бордовом,
    С ласковой Муркой
    В беленькой печурке...
    С голбцем-лежанкой,
    Мягкой, нежаркой...

    Знаете ли вы, как называются выделенные слова и что они обозначают?

  4. Докажите, что слова водопровод, пароход, самолет отличаются по строению и образованию от слов водпроводчик, пароходный, самолетный.

  5. Какой частью речи является слово смел в предложениях:
    Как он смел!
    Как он смел?

    Замените эти слова синонимами.

  6. Один из героев произведения Н.С. Лескова "Смех и горе" писал: "Я единожды встретился с господином начальником губернии и был изруган им подлецом и мошенником".

    Может ли быть у этого предлжения двоякий смысл?

    Отчего это зависит?

  7. Укажите слова, в которых на месте орфографического чн произносится шн:

    булочная, двочник, девичник, конечно, лавочник, молочный, скворечник, Саввична, порядочный, стрелочник, коричневый, гречневый, троечник, шапочный, Никитична, горячечный, сливочное, пустячный, сердечный.

  8. К каким словарям вы обратитесь, чтобы узнать:

    -Как выглядит форма род. падежа множ. числа существительного банан, кочерга, помидор, чулок?

    -Как правильно произнести слово афера?

    -Что значит слово имидж?

    -Как возникло слово копейка?

    -Можно ли употребить слова корчага, навеселе, пентюх, растяпа в официальном документе?

  9. Что вы скажете в следующих случаях?

    -Вы опоздали на день рождения.

    -Вы забыли позвонить домой, чтобы предупредить, что задерживаетесь у товарища.

    -Вы не выполнили просьбу мамы купить хлеба.

    -Вы забыли принести другу журнал.

  10. Как вы поблагодарите человека в следующих ситуациях?

    -Вам помогли найти нужный адрес.

    -Класс поздравил вас с Днем рождения.

    -Школьник уступил вам место в транспорте.

    -Пожилая женщина догнала вас и отдала зонтик, который вы забыли в магазине.

  11. Прочитайте высказывания знаменитых людей о русском языке и напишите сочинение на тему "Роль русского языка в нашей жизни".

    "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!-Не будь тебя-как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!" (И.С. Тургенев).

    "Язык-это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму...

    Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения,-мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем в себе уважение к языку". (М. Горький).