Областная олимпиада по русскому языку - 2001/2002.
Версия для печати
Фестиваль "Юные интеллектуалы Среднего Урала" 2001-2002 уч. г.
Задания заочного тура
Образовательная область "Филология"
"Русский язык"
8-9 классы
  1. Прочитайте стихотворение А.Яшина. Ответьте на вопросы.

    Русский язык.


    Я люблю свой родной язык!
    Он понятен для всех,
    Он певуч,
    Он, как русский народ,многолик,
    Как держава наша,могуч.
    Он - язык луны и планет,
    Наших спутников и ракет.
    На совете
    За "круглым столом"
    Разговаривайте на нем:
    Недвусмысленный и прямой
    Он подобен правде самой.

    Можете ли вы доказать, что русский язык певучий, т.е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной?

  2. Прочитайте слова. Потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить из слова лен - цифру, из слова лей - дерево, из слова лоб - настил, из слова люк - большой мешок, из слова ток - домашнее животное, из слова шел - неправду, из слова шей - просьбу, из слова куб - связку, охапку чего-либо, из слова тол - прибор для измерения глубины моря, из слова лед - материал для крыши.

    Объясните эти преобразоваия.

  3. Прочитайте следующий разговор:

    Заспорили ребята. Сергей говорит:

    - Трудно понять тебя, Игорь! Ты вчера по телефону отвечал, так я почти ничего не понял: говоришь, как тот Саша, у которого во рту каша!

    Обиделся Игорь:

    - Зато я пишу грамотно, ошибок почти не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, не вырубишь топором. Ну, а устная речь что ? Слово - не вробей: вылетит не поймаешь!

    Как вы думаете, кто прав? Какая речь важнее: устная или письменная? Почему вы так считаете?

  4. Ученику дали задание написать слова, которые читаются одинаково слева - направо и справа - налево. Он выполнил так:

    тот дед шалаш

    Правльно ли ученик выполнил задание?

  5. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласые сочетания оро, оло, ере с неполногласными сочетаниями ра, ла, ре: ворота - вратарь, молодой - младенец, берег - прибрежный.

    Являются ли полногласными или неполногласными ыделенные сочетания в словах брат, среда, короткий, положить? Почему?

  6. Сейчас мы используем слово рынок в новом значении, связывая его со словом экономика, говоря о "рыночной экономике". Что обозначает слово рынок в этом слоосочетании.
  7. Какие приветствия тебе известны? Назови их.

    Какими словами следует начать знакомство? (при оценивании данного задания учитывается количество приведенных примеров)

  8. Прочитайте текст А.Некрасова, ответьте на вопросы после текста.

    В прекрасном местечке высадились: трава подстрижена под гребеночку,дорожки посыпаны песком, и всюду такие красивые городочки и надписи: "Здесь не ходить, усадьба Арчибальда Денди".

    Только мы высадились, не успели шагу шагнуть, нас окружили джентельмены, во фраках, в котелках, в белых галстуках. Не то мастер Денди со своим семейством, не то министр иностранных дел со своей свитой, не то агенты тайной полиции - по костюму не разберешь. Ну, подошли поближе, поздоровались, разговорились, и, знаете, что оказалось? Оказалось, что это у них нищие. В Англии так просто попрошайничать строжайше запрещено законом, а во фраке - пожалуйста. Если кто и подаст, считается, что нищих нет, просто помог джентельмен джентельмену.

    Ну, я роздал кое-какую мелочь, иду дальше. Вдруг навстречу - еще один. Длинный, точно версту проглотил. Он обнажает голову, раскланивается самым церемонным манером. Ну, понятно, пошарил в кармане, выудил две копейки и прямо ему в цилиндр. Я ждал благодарностей, а он, представьте себе, вспыхнул, фыркнул, вставил в глаз монокль и очень внушительно произнес:

    - Арчибальд Денди, эксвайр. С кем имею честь?

    - Капитан дальнего плавания Христофор Врунгель, -представился я .

    -Очень приятно, - говорит он. - Защищайтесь, капитан!

    Я было стал извиняться, да где там! Вилсу - поздно, какие тут извинения! Он поставил цилиндр на травку, сбросил фрак... Ну, и я, знаете, решил постоять за себя: скинул китель, занял боевую позицию.

    Что значит выражение раскланяться самым церемонным манером?

    В какой ситуации используется выажение с кем имею честь? Применяется ли оно сейчас? Как его можно объяснить?

    Нарисуте или опишите комический случай ошибки в этикетной ситуации.

  9. Найдите ошибки в предложениях, исправьте их.

    Пушкин пришел к нам с колыбелью и останется до конца.

    Комендант велел дворнику отнести вещи к себе.

    Мотор на моторной лодке издлмался.

    Отец преподал сыну отличный урок.

    Кошка спорхнула на диван и стала умываться.

    Художник внес большой вклад в кладовую искусства.

    Сделав в журнале страничку анекдотов, все будут счастливы почитать и посмеяться.

  10. На примере одной словарной статьи из Словаря русского языка С.И.Ожегова покажите, какие сведения о слове содержит толковый словарь.