Вузовско-академическая олимпиада по информатике 2008
Версия для печати

Правила проведения Вузовско-академической олимпиады по информатике

1. Проведение соревнований.

Каждому участнику предоставляется на время тура один компьютер, на котором будут инсталлированы следующие среды программирования:

  • Microsoft Visual Studio .Net 2003; языковые компоненты С++ и С# ;
  • Borland Delphi v7.0 или v6.0;
  • JDK 1.5/Eclipse 3.2.
Также будут поддерживатся языки Borland C++ 3.1 и Borland Pascal 7.0, однако Жюри не гарантирует, что все задачи будут иметь решение на этих языках.

Длительность соревнования — 4-5 часов. Соревнование может быть продлено в случае возникновения технических неполадок. Во время соревнования участники решают предложенные задачи. Обычно предлагается решить от 6 до 10 задач. Число задач будет объявлено перед началом соревнований. Все задачи предлагаются на русском языке. Решением является программа (файл с исходным текстом), составленная на одном из разрешённых языков программирования. Различные задачи могут решаться на разных языках программирования. Программа должна считывать входные данные из файла input.txt и выводить результат в файл output.txt.

Примеры простого файлового ввода-вывода:

В решениях задач запрещено:

  • любое использование сетевых средств;
  • создание и работа с любыми файлами, за исключением файлов INPUT.TXT (из которого программа читает входные данные) и OUTPUT.TXT (в который программа должна выдавать ответ).
  • любые попытки намеренно вывести из строя систему проведения соревнований;
  • выполнение внешних программ;
  • изменение прав доступа файловой системы;
  • работа с директориями;
  • любой ввод с клавиатуры и вывод на экран
  • доступ и модификация любых зарезервированных или системных областей памяти, таких как, например, таблица прерываний и т.п.;
  • любые другие действия, которые могут нарушить работу программного обеспечения соревнования

Во время тура участник вправе:

  • задавать вопросы жюри и оргкомитету по условиям задач в электронном виде с помощью специальной установленной на компьютере системы; на вопрос участника может быть получен только один из трёх ответов: "Да", "Нет", "Без комментариев";
  • передавать выполненные решения жюри для автоматической проверки в соответствии с технической инструкцией, выданной оргкомитетом.

Запрещается использование любых электронных средств и источников информации, кроме предоставленного компьютера.

В продолжение всего тура участник вправе общаться только с наблюдающими за ходом тура членами оргкомитета. Участник не должен создавать излишнего шума, чтобы не мешать другим участникам.

Проверка решений ведётся непосредственно по ходу турнира. Каждое решение, отосланное Жюри на проверку, проверяется путём запуска на секретном наборе тестов, одинаковом для всех участников. Тестирование производится автоматически, поэтому программы должны в точности соблюдать форматы входных и выходных файлов, описанные в условии задачи. Для каждой задачи будет установлено максимальное время выполнения программы на каждом тесте и максимальное количество используемой программой памяти. Если программа на каком-то не укладывается в указанные лимиты времени и памяти, то считается, что она не прошла этот тест. После отправки очередной задачи на проверку участник в течение нескольких минут получает ответ с результатами её тестирования. Участник пожет посылать задачу на проверку такое количество раз, какое считает нужным (если только многократные посылки задачи на проверку не нарушают стабильной работы проверяющей системы — см. выше).

Все организационные проблемы, возникающие во время тура, следует решать с помощью членов оргкомитета, наблюдающих за ходом тура. За несоблюдение правил соревнования участник может быть дисквалифицирован.

За несколько минут до конца тура, если поток решений превысит пропускную способность сети, жюри вправе прекратить выдачу результатов. Все сданные решения будут проверены после окончания тура.

Жюри обладает исключительным правом определения правильности прохождения тестов, выставления оценок, определения победителей и дисквалификации участников. Жюри разбирает вопросы, возникающие в результате непредвиденных событий и обстоятельств. Решения жюри окончательны и обжалованию не подлежат. Набор тестов для проверки является секретным и не будет разглашён после окончания соревнований. По окончании соревнования жюри и программный комитет могут провести разбор задач.

2. Определение победителя.

1. Участники ранжируются по числу набранных баллов. Чем больше баллов набрал участник, тем выше его место.

2. Баллы, набранные участником, считаются как сумма баллов по каждой из задач турнира.

3. Количество баллов, полученных участником за задачу, вычисляется как максимальное количество баллов, полученных участником за все попытки сдачи задачи.

4. Каждый тест в задаче оценивается некоторым числом баллов. Баллы, полученные участником за попытку, вычисляются следующим образом:

  • Если решение участника прошло все тесты, оно получает полный балл за эту задачу (сумма баллов за все тесты + бонус за прохождение всех тестов) за вычетом произведения штрафных баллов за попытку, помноженных на количество предыдущих попыток сдачи решения. Если в результате получается число, меньшее нуля, количество баллов полагается равным нулю. Например, если в задаче 25 тестов, каждый из которых оценивается в 2 балла, и за прохождение всех тестов назначается бонус в 50 баллов, то полное решение задачи, сданное с первой попытки, оценивается в 100 баллов. Если же при этом штраф за одну попытку равняется пяти баллам и задача была полностью сдана лишь с третьей попытки, то участник получит 90 баллов.
  • Если решение участника прошло часть тестов, оно получает частичный балл за эту задачу, равный сумме баллов за успешно пройденные тесты, за вычетом штрафа (штраф считается так же, как в предыдущем случае). Если в результате получается число, меньшее нуля, количество баллов полагается равным нулю.

5. Во время тура с помощью программы-монитора участники могут видеть как свои текущие результаты, так и результаты других участников. Для сохранения интереса до процедуры награждения за час до окончания тура сведения в общедоступном мониторе результатов перестают обновляться. После заморозки общего монитора каждый участник знает только свои текущие результаты и результаты других участников на момент заморозки общего монитора.

3. Апелляция.

Если участник считает, что в одной или нескольких задачах содержатся ошибки, он вправе подать апелляцию. Апелляция подаётся в письменном виде во время или сразу после окончания соревнования. Участник должен изложить основания для апелляции и предположения о возможном характере ошибки. Если апелляционная комиссия признает, что какие-то тесты являются некорректными (противоречащими условию задачи), то они могут быть исправлены или удалены, а задача перепроверена (будут перепроверены решения всех участников, а не только того, кто подал апелляцию). Вердикты по апелляциям выносятся во время подведения итогов соревнования.

4. Пробный тур.

Для ознакомления участников с проверяющей системой перед началом соревнования проводится Пробный, или Тренировочный тур. Обычно в нём предлагается решить несколько простых задач. Во время Пробного тура рядом с участником может находиться учитель/тренер. Результаты Пробного тура никак не влияют на результаты соревнования, однако участник может быть дисквалифицирован за грубые нарушения правил время Пробного тура