История
Версия для печати

Архив форума

Павел 29.12.2004 02:43
Мы все получаем знания из внешнего мира. Но ведь знания сами собой не несут ценность. Ценность представляет лишь умение эти знания использовать. То насколько мы прочуствовали полученную информацию определяет эффективность её использования, а значит и её ценность.

Даже очень большая куча знаний абсолютно бесполезна, если она лежит в голове мёртвым грузом. В то же время можно знать мало, но умело пользуясь этим мобильным багажом успешно решать даже самые хитрые задачи.

Несмотря на это, в школе, в большинстве своём, не учат эффективному использованию знаний, но с поразительным усердием утрамбовывают тонны информации в голову школьников. Получается, что вместо гибкости ума, ученики приобретают тяжёлую форму Школьного Синдрома: знания априори начинают восприниматься не как что-то полезное, а как мётрвый груз, который надо до поры до времени сохранить в тёмном, пыльном уголке головы на всякий случай. А в пыльных углах знания не считают нужным задерживаться надолго. Вот и получается, что после школы остаётся лишь лёгкий налёт остатков знаний, и свист ветра на том месте, где должна была развиться "думалка".

В университете дела обстоят не на много лучше, чем в школе. В конце концов, университет тренерует навык добывания знаний (в отличие от школы, где по всей видимости тренируют навык восприятия знаний).

При этом, порой даже очень специфические факты из одной области знаний подталкивают к решению задачи совершенно из другой области. По этому поводу можно сказать пафосную фразу о том, что истинные знания являются универсальными и не привязаны к конкретной области. А можно эту фразу оставить философам для оправдания своего существования, а самим догадаться, что всё дело было вовсе не в самих знаниях, а в гибком устройстве мозга, который вдруг нашёл аналогию там, где её вроде бы и не должно было быть.

Так где же учиться столь важным навыкам манипуляции знаниями, нахождения аналогий, конструктивному мышлению, анализу возникающих задач? Единственное что приходит на ум -- это различные олимпиады и соревнования. Так вот и получается, что развитие гибкости ума -- это дело для избранных, для олимпиадников. Удел середнячков -- зубрить и пахать...

Хм... Почему нагловатая кассирша сегодня бросила незаслуженно грубую фразу в ответ на ваше слегка медлительное поведение у кассы? Может быть потому что она не достаточно гибко умеет оперировать словами и идеями, чтобы сконструировать адекватный, но остроумный ответ, который помимо достижения своей главной цели -- поторопить -- ещё и, скажем, поднял бы вам настроение? :-)