XX открытый Чемпионат Урала по спортивному программированию
Версия для печати

Правила

Соревнование проводятся по правилам Международного студенческого чемпионата мира по программированию (ACM ICPC). Подобные соревнования предоставляют учащимся высших учебных заведений возможность взаимодействия со студентами других вузов, оттачивания и демонстрации своих навыков решения алгоритмических задач, программирования и работы в команде.

Рабочим языком соревнования является русский.

Для участия в Чемпионате Урала команда обязательно должна либо быть финалистом ACM ICPC 2016, либо удовлетворять требованиям ACM ICPC 2016/2017:

  • Команда состоит из трёх участников из одного вуза.
  • Каждый участник команды является студентом или аспирантом.
  • Каждый участник команды выступал на менее чем двух финалах Чемпионата мира.
  • Каждый участник команды выступал в менее чем пяти сезонах Чемпионата мира. В данном случае учитывается участие как в полуфиналах, так и в четвертьфиналах.
  • Для каждого участника команды выполняется как минимум одно из двух условий:
    • участник родился не ранее 1 января 1993 года;
    • участник впервые зачислен в вуз не ранее 1 января 2012 года.

Команду может сопровождать тренер. В этом случае он является официальным контактным лицом команды и может защищать её интересы при общении с жюри.

Проведение соревнования

Соревнование состоит из двух туров: нестандартного и стандартного. Итоги каждого тура подводятся независимо.

Нестандартный тур длится не более 5 часов. Его правила будут объявлены непосредственно в момент его начала.

Стандартный тур длится 5 часов. Жюри имеет право продлить тур в случае непредвиденных обстоятельств. Во время основного тура командам предлагается для решения от 8 до 13 задач с условиями на русском языке. Жюри принимает решения на языках программирования C++, Java, C#, Pascal и Python. Отправка решений осуществляется во время тура с помощью программного обеспечения соревнования. Через некоторое время после отправки команде становится доступен результат проверки. После окончания тура решения не принимаются.

Участники могут приносить с собой и использовать бумажную литературу (справочники, словари, листинги алгоритмов). Запрещается использование любых вычислительных устройств и средств хранения или передачи информации, кроме собственного компьютера: калькуляторов, электронных словарей, съёмных носителей, мобильных телефонов и других коммуникационных устройств. Разрешается использование любого программного обеспечения, установленного на компьютере.

Во время основного тура участники могут общаться только с членами технического комитета. Участники не должны создавать излишнего шума, чтобы не мешать другим участникам. Участники могут обратиться к жюри с вопросом по условию какой-либо задачи. Вопрос должен предполагать ответ «Да» или «Нет». Вопрос задаётся с помощью программного обеспечения соревнования. Жюри может ответить на поставленный вопрос «Да», «Нет», «Смотрите условие» или «Без комментариев». Жюри может разослать ответ на вопрос всем участникам соревнования.

Команда может распечатать своё решение на принтере. Необходимые средства для печати предоставляются программным обеспечением соревнования. Распечатка будет доставлена команде представителем технического комитета. Количество листов бумаги на каждую команду ограничено.

Команды могут быть дисквалифицированы за несоблюдение данных правил, а также за совершение действий, которые могут нарушить работу программного обеспечения соревнования. За нарушение правил во время нестандартного тура команда может быть отстранена от дальнейшего участия в соревновании.

Проверка решений

Решением задачи является файл с исходным текстом программы, написанной на одном из разрешённых языков программирования. Команда может решать задачи на различных языках программирования. Допустимый размер исходного текста одной программы с решением ограничен.

Входные данные подаются программе в стандартном потоке ввода. Программа должна выводить ответ в стандартный поток вывода.

В решениях задач запрещается:

  • работа с любыми файлами;
  • выполнение внешних программ и создание новых процессов;
  • работа с GUI-элементами (окнами, диалогами и т.д.);
  • работа с внешними устройствами (принтером, звуковой картой и т.д.);
  • использование сетевых средств.

Решение проверяется путём последовательного запуска на наборе тестов, который недоступен участникам и является одинаковым для всех команд. Решение засчитывается в том случае, если оно выдаёт верные ответы на все тесты. Набор тестов не предоставляется участникам даже после окончания соревнования. Тестирование производится автоматически, поэтому программы должны в точности соблюдать форматы входных и выходных данных, описанные в условии каждой задачи. Все входные данные предполагаются корректными и удовлетворяющими всем ограничениям, указанным в условии задачи.

Для каждой задачи определены максимальное время выполнения, объём доступной памяти и максимальный размер выходных данных для одного теста. Если на одном из тестов программа превысила это время, выделила больше памяти или вывела больше данных, решение считается неверным.

Если компиляция решения, отправленного на проверку, завершилась с ошибкой, команда получает сообщение Compilation error. Если компиляция завершилась успешно, решение проверяется на всех тестах из условия задачи. Если хотя бы на одном из этих тестов решение отработало неверно, проверяющая система выдаёт сообщение о том, какая именно ошибка произошла.

Только после того, как решение успешно прошло все тесты из условия задачи, начинается его проверка на полном наборе тестов. По результатам этой проверки команде сообщается о том, зачтено решение или нет. Если решение зачтено, команда получает сообщение Accepted. Если решение не зачтено, сообщается информация о первой случившейся ошибке: тип ошибки и номер теста, на котором она произошла. В этом случае решение не проверяется на последующих тестах.

Тип ошибки может быть одним из следующих:

сообщение расшифровка возможная причина
Wrong answer N ответ программы неверен ошибка в программе; неверный алгоритм; программа выводит ответ в файл
Crash N программа аварийно завершила работу деление на ноль; бесконечная рекурсия; массивы имеют недостаточный размер
Time limit exceeded N программа не закончила работу в установленное время бесконечный цикл; неэффективное решение
Memory limit exceeded N программа превысила установленное ограничение по памяти утечка памяти; неэффективное решение
Output limit exceeded N программа превысила ограничение на размер выходных данных бесконечный цикл; ошибка в программе

При возникновении ошибок Crash, Memory limit exceeded, Time limit exceeded, Output limit exceeded вывод программы не проверяется.

Подведение итогов стандартного тура

Команды ранжируются по числу решённых (т.е. зачтённых) задач. При равенстве числа решённых задач выше ставится команда, имеющая меньшее суммарное штрафное время. При равенстве числа решённых задач и штрафного времени выше ставится команда, которая раньше сдала свою последнюю зачтённую задачу.

Суммарное штрафное время определяется как сумма штрафных времён каждой зачтённой задачи. Штрафное время отдельной задачи определяется как время от начала тура до момента посылки первого решения, признанного правильным, плюс 20 минут за каждую предыдущую посылку решения на эту задачу (считаются только те попытки, когда решение проверялось на полном наборе тестов). Нерешённые задачи никакого вклада в суммарное штрафное время не вносят.

Во время тура командам доступна таблица с текущими результатами. За час до конца тура таблица замораживается. Все промежуточные результаты являются неофициальными. Официальные результаты объявляются на закрытии соревнования.