||🏠
||Чемпионат Урала
||Четвертьфинал ICPC
||УрКОП
||Все соревнования
||Фото
||История
||Новичкам ||
Александр Ипатов
Статья написана к четвертьфиналу чемпионата мира по программированию 2014 года
Сначала я перечислю несколько методов, которые применяются при формировании профессиональных команд по спортивному программированию.
1) Возьми трёх лучших.
Первый способ собрать команду довольно прост. Нужно провести в вузе личное соревнование или серию соревнований и включить в первую команду трёх студентов с самым высоким рейтингом. Всё, что касается личной неприязни, должно быть забыто, ведь для всех троих теперь главное — это результат. При таком подходе по умолчанию считается, что каждый студент хочет оказаться в первой команде вуза, потому что только в ней у него есть шанс добиться серьёзных результатов. Если один или двое студентов заканчивают свою карьеру (по возрасту, правилу пяти сезонов или правилу двух финалов), то на их место выбирают опять самых сильных студентов, которые до этого выступали во вторых-третьих командах. Обычно так формируются команды в вузах, где сильных игроков хватает максимум на одну команду — чтобы создать первую команду на голову сильнее остальных и заодно избежать внутренней конкуренции среди команд одного вуза.
2) Возьми одного лучшего.
Чуть более хитрую систему мы называем системой ИТМО (т.к. ранее она применялась при формировании команд ИТМО; или и по сей день применяется?). Также сначала составляется личный рейтинг студентов. Затем студент с самым высоким рейтингом набирает себе ещё двух в первую команду вуза. Первый среди оставшихся набирает вторую команду вуза, вновь первый из оставшихся — третью, и так далее. Первый номер не обязательно возьмёт к себе студентов со вторым и третьим рейтингом — он может взять и других, если ему с ними более комфортно играть. Например, у них уже может быть совместный опыт участия в каких-то соревнованиях, или же они дружат в жизни. Или первый номер может взять к себе в команду самого сильного математика в вузе, если чувствует в этом необходимость (такой математик не обязательно хорошо умеет писать код, потому может иметь и не самый высокий рейтинг).
3) Каждый сам за себя.
Про эту систему можно сказать, что это отсутствие какой бы то ни было системы. Первокурсники, поступая в университет, самостоятельно формируют команды (так, как им захочется). Со временем кто-то из них бросает, кто-то хочет остаться любителем (участвовать во всех соревнованиях, но не тренироваться), и кто-то решает заняться спортивным программированием серьёзно (таких, конечно, меньше всего). Студенты из третьей группы по мере своего роста как-то объединяются и формируют более сильные команды.
В результате часто получается так, что сильные программисты становятся разбросаны по двум-трём командам примерно одинаковой силы. Внутренняя конкуренция побуждает эти команды развиваться — ведь каждая хочет на четвертьфинале или полуфинале опередить остальные команды своего вуза в борьбе за заветную путёвку. Команда, которой прочат выход в финал, может неожиданно проиграть в полуфинале другой команде — возможно, менее опытной, но более мотивированной. А если в первой команде вуза кто-то закончил свою карьеру, то остальных могут списать со счетов, потому что в этот момент первой станет бывшая вторая команда вуза.
4) Не давай решать ничего самим.
Эта схема также подразумевает отсутствие какой-то явно обозначенной системы формирования. Только вместо самих участников их судьбу решают "старшие": тренер, ветераны, руководство вуза или факультета. По им одним известным причинам они говорят тебе: если ты вообще хочешь участвовать, то будешь участвовать в таком-то составе. Впрочем, это понятно, ведь "старшие" — люди опытные, и понимают в том, как будет лучше, куда больше самих участников :)
Поскольку проигранное соревнование обычно завершает сезон, после него неизбежно строятся планы на будущее, и бывает так, что два участника настроены продолжить (начать / начать более активно) тренироваться, а третий к этому не готов. Как результат, происходит замена третьего игрока. Иногда такая замена оказывается удачной, и в следующий сезон команда приходит к успеху. Здесь я приведу несколько примеров удачных замен в истории команд УрГУ/УрФУ.
1) Команда УрГУ Osliki (финалисты ЧМ 2005, 2007 гг.)
После соревнования команд УрГУ, на котором разыгрывалось 4 путёвки в Челябинск на чемпионат Урала 2003, оргкомитет принял решение отправить в качестве четвёртой команды сборную из трёх второкурсников: Саши Бикбаева, Серёги Пупырева и Вовы Яковлева. На отборе все трое участвовали в разных командах, эти команды заняли 6, 9 и 11 места. На чемпионате Урала сборная заняла 9-е место и третье среди команд УрГУ. После этого Вова с Серёгой решили заменить Сашу на Дениса Мусина. Через полтора года тренировок в таком составе команда вышла в финал.
2) Команда УрГУ T34 (финалисты ЧМ 2006 г.)
После провального для команд УрГУ полуфинала 2003 года обе команды, принимавшие участие в том полуфинале, распались. Тогда чемпион УрГУ в личном зачёте Ден Расковалов объявил, что хочет взять к себе в команду двух младшекурсников. На первую вакансию напросился я, на вторую взяли Диму Иванкова. Внезапно для всех (и для меня в том числе) наша команда выиграла следующие чемпионат Урала и чемпионат УрГУ, после чего не слишком удачно выступила на полуфинале (диплом 3-й степени). Тогда Ден сказал нам, что больше участвовать в соревнованиях не будет (это оказалось неправдой — он потом играл ещё почти два года в составе разных команд). Мы стали искать третьего игрока. Это было не так просто, потому что нас двоих всерьёз никто не воспринимал (после выхода в финал все лавры достались команде Мусин-Пупырев-Яковлев). Желающих играть с нами оказалось всего двое, из них мы выбрали Артёма Мелентьева. Новый состав сразу оказался удачным: на чемпионате Урала мы обыграли финалистов, заняв 4-е место, а осенью на полуфинале обыграли их сразу на 3 задачи, уверенно выйдя в финал.
3) Команда УрГУ Fusion (финалисты ЧМ 2008-2009 гг.)
Задолго до команды Fusion сформировалась пара Лёша Самсонов + Даниил Айзенштейн. Ребята учились в одном классе СУНЦ УрГУ и в составе школьной команды вместе с Севой Опариным пробились на Всероссийскую командную олимпиаду, где выступили провально. Вскоре после этого они договорились играть вместе с первокурсником Андреем Устиновым, образовав команду УрГУ SAU. Команда SAU больше года тренировалась и в 2006 году смогла пробиться на полуфинал, где выступила неудачно. Вскоре после этого ребята поменяли Андрея на Игоря Чевдаря. Взяв название Fusion, на ближайшем полуфинале команда обыграла по времени нашу команду T34. В этот день команда Fusion стала безоговорочно первой командой УрГУ, поскольку сразу после того полуфинала команда T34 прекратила своё существование.
4) Команда УрФУ Orange (финалисты ЧМ 2012-2013 гг.)
Предком команды Orange, по-видимому, следует считать команду СУНЦ Tinkturia, в состав которой входили Оля Соболева, Соня Техажева и Булат Зайнуллин. Эта команда удачно выступила на ВКОШП 2008, заняв 12-е место и завовевав бронзовые медали. В том учебном году Оля с Соней заканчивали 11-й класс, а Булат — только 10-й. Потому, чтобы выступать на следующий год в студенческих соревнованиях, команде пришлось найти нового третьего игрока, что они и сделали (не без помощи своего тренера Лёши Самсонова). Заменой Булату стал Олег Долгоруков, призёр Всероссийской олимпиады по информатике 2009, а команда поменяла название на Dissendium. Такая команда приняла участие в двух полуфиналах (на первом курсе выступив более менее удачно, а на втором — значительно ниже своего уровня). После неудачного выступления на полуфинале последовал прямо-таки провал на чемпионате Урала, где команда заняла пятое место среди команд УрФУ, проиграв лучшей из них сразу три задачи. После этого Соню поменяли на Егора Щелконогова. После замены команда стала выступать на голову сильнее: осенью выиграла четвертьфинал и вскоре после этого вышла в финал чемпионата мира.
Как вы поняли, после неудачного выступления команды нужно свалить всю вину на одного из участников, выгнать его из команды и взять кого-нибудь другого, чтобы уже с ним пытаться покорять новые вершины :)
Но можно изначально рассматривать команду как проект с конкретной целью и продолжительностью. Таким проектом может быть участие в четвертьфинале, полуфинале или финале. Команда заранее договаривается, что в случае как успешного, так и неуспешного завершения проекта она прекращает своё существование. Все три участника после этого вполне могут участвовать в составе других команд.
Плюсом такого подхода является то, что при формировании команды можно не думать о том, в каком составе участникам было бы комфортней играть. Поведение каждого из них во время контеста можно регламентировать заранее, а вне контеста участники могут не общаться вообще. Достаточно того, чтобы все трое были заинтересованы в успехе своего проекта и готовы были что-то сделать ради этого успеха.
Представителем такого подхода являлась команда УрГУ Team.GOV (aka Alarm) (см. задачу про них). Команда четыре года подряд ставила своей целью выход в полуфинал и все четыре раза успешно справлялась с этим. Состав команды каждый раз менялся, за исключением её капитана Вадима Канторова. В составе Team.GOV в полуфиналах участвовали четыре будущих финалиста ЧМ: Миша Рубинчик, Ваня Бурмистров, Егор Щелконогов и Денис Мухаметьянов. Для каждого из них Team.GOV на тот момент была чуть ли не единственным способом попасть на полуфинал, и как минимум трое последних заранее знали, что этот полуфинал станет для них последним контестом в её составе.
Другим примером профессионального подхода является команда УрГУ Lynx — бронзовые призёры ЧМ 2011 года (про них тоже есть задача). Целью того проекта было завоевание медалей чемпионата мира. После финала 2010 года, где команда УрГУ Wine получила также бронзовые медали, Ваня Бурмистров объявил о досрочном завершении своей карьеры (по правилам он мог участвовать ещё один год). Денис Дублённых и Женя Курпилянский сначала предложили друг другу разных участников в роли третьего игрока, но не смогли договориться. В итоге они сказали, что их терпению пришёл конец, и вместе они участвовать не будут. Один из них поехал на сборы в Петрозаводск в составе совсем другой команды, а другой — на сборы в Ижевск, где участвовал лично. Но даже после завершения сборов, за месяц до четвертьфинала, не было ясно, будут ли ребята вообще участвовать в этом сезоне и, если будут, то с кем. Считалось, что кто-то из них (только вот кто?) будет пропускать сезон, а второй попытается собрать состав, с которым сможет пройти в финал. Последнее казалось более чем реальным, потому что по всем раскладам любой из них должен был выходить в финал в составе любой команды или даже в одиночку :)
Наконец, за пару недель до четвертьфинала оба приняли решение всё-таки не пропускать сезон и участвовать вдвоём, несмотря на личную неприязнь. Самым простым вариантом было не менять командную тактику Wine, взяв кого-то третьего, кто будет как можно точнее играть в команде роль, которую до этого играл Ваня Бурмистров. Тогда рассматривались три кандидатуры: Федя Фоминых, Миша Рубинчик и Саша Фетисов (последний вообще-то был студентом УГТУ-УПИ, но как раз тогда происходило слияние двух вузов). На кандидатуре Миши Рубинчика настоял Ваня Бурмистров, и в итоге третьим взяли именно его. Участники команды в течение следующего сезона действительно мало общались друг с другом за пределами контестов: бывало, что во время поездок на соревнования они селились в разных номерах и ходили завтракать каждый в своё место (то есть встречались впервые за день только на контесте). Даже во время церемонии закрытия полуфинала, где команде нужно было выходить на сцену, все трое сидели в разных частях зала и выходили на сцену и возвращались в зал с разных сторон. Напоследок, я прикладываю гениальное фото команды Lynx, полностью характеризующее отношения в этой команде (фотограф — Вова Яковлев).