Уральская командная олимпиада по программированию (Юниоры) 2024
Версия для печати

Правила олимпиады

Олимпиада проводится по схеме Международного студенческого чемпионата мира по программированию (ICPC). Подобные соревнования предоставляют учащимся возможность взаимодействия с учащимися других школ, оттачивания и демонстрации своих навыков решения алгоритмических задач, программирования и работы в команде.

Организация олимпиады

В организационный комитет олимпиады входят жюри, программный комитет, технический комитет.

Председатель оргкомитета назначает председателя жюри, председателя программного комитета и председателя технического комитета.

Жюри олимпиады обеспечивает проверку работ участников, составляет таблицу результатов олимпиады, определяет победителя и призёров. Жюри принимает окончательные решения о дисквалификации участников, нарушающих правила олимпиады. Жюри разбирает вопросы, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств. Решения жюри окончательны и обжалованию не подлежат.

Программный комитет подготавливает комплект задач олимпиады. После олимпиады представители комитета проводят разбор задач.

Технический комитет обеспечивает работоспособность программного и аппаратного обеспечения, доставляет участникам их распечатанные решения, следит за порядком на олимпиаде.

Допуск участников

Каждая команда состоит ровно из трёх учащихся 1-8 классов Свердловской области. При этом участники могут учиться в разных школах. Команду может сопровождать тренер. В этом случае он является официальным контактным лицом команды и может защищать её интересы при общении с жюри.

Команды, состоящие менее чем из 3 человек, а также команды, включающие в себя школьников не из Свердловской области, допускаются к участию в соревновании вне конкурса с отдельным монитором.

Проведение олимпиады

Олимпиада проходит в два этапа: дистанционный отборочный этап и очный заключтельный (финальный) этап. Во время отборочного этапа команды используют собственные компьютеры и самостоятельно определяют место участия в туре. При желании участники могут находиться в разных местах и обсуждать решения дистанционно. Разрешено использование различных компьютеров для каждого из участников команды. Заключительный этап проводится на площадке, определенной организаторами олимпиады. На время заключительного этапа участникам предоставляются стационарные компьютеры (один на команду) с предустановленным ПО, необходимым для участия в олимпиаде.

Очный этап олимпиады состоит из пробного и основного туров. Пробный тур длится не более часа. В ходе него участники могут ознакомиться с проверяющей системой олимпиады, решив несколько простых задач. Результаты пробного тура не учитываются при подведении итогов олимпиады.

Основной тур длится 3 часа. Жюри имеет право продлить тур в случае непредвиденных обстоятельств. Во время основного тура командам предлагается для решения от 8 до 13 задач с условиями на русском языке. Жюри принимает решения на языках программирования C++, C#, Java, Pascal, Python. Отправка решений осуществляется во время тура с помощью программного обеспечения олимпиады. Через некоторое время после отправки команде становится доступен результат проверки. После окончания тура решения не принимаются.

Участники могут использовать бумажную литературу (справочники, словари, листинги алгоритмов). Разрешается использование любого программного обеспечения, установленного на используемом компьютере. Использование электронных устройств и любых средств связи запрещается.

Во время основного тура участники могут общаться только с членами своей команды и членами технического комитета. Команда может обратиться к жюри с вопросом по условию какой-либо задачи. Вопрос должен быть сформулирован на русском языке и предполагать ответ «Да» или «Нет». Вопрос задаётся с помощью программного обеспечения олимпиады. Жюри может ответить на поставленный вопрос «Да», «Нет», «Смотрите условие» или «Без комментариев». Жюри может разослать ответ на вопрос всем участникам олимпиады.

Команды могут быть дисквалифицированы за несоблюдение данных правил, а также за совершение действий, которые могут нарушить работу программного обеспечения олимпиады. За нарушение правил во время пробного тура команда может быть отстранена от дальнейшего участия в олимпиаде.

Проверка решений

Решением задачи является файл с исходным текстом программы, написанной на одном из разрешённых языков программирования. Команда может решать задачи на различных языках программирования. Допустимый размер исходного текста одной программы с решением ограничен.

Входные данные подаются программе в стандартном потоке ввода. Программа должна выводить ответ в стандартный поток вывода.

В решениях задач запрещается:

  • работа с любыми файлами;
  • выполнение внешних программ и создание новых процессов;
  • работа с GUI-элементами (окнами, диалогами и т.д.);
  • работа с внешними устройствами (принтером, звуковой картой и т.д.);
  • использование сетевых средств.

При проверке решений используются те же компиляторы, что имеются у участников. Однако набор функций, доступных программам во время проверки, ограничен. В ходе пробного тура команды должны убедиться в доступности необходимых им функций. До начала основного тура команда может обратиться к жюри с просьбой о расширении набора доступных функций.

Решение проверяется путём последовательного запуска на наборе тестов, который недоступен участникам и является одинаковым для всех команд. Решение засчитывается в том случае, если оно выдаёт верные ответы на все тесты. Набор тестов не предоставляется участникам даже после окончания соревнования. Тестирование производится автоматически, поэтому программы должны в точности соблюдать форматы входных и выходных данных, описанные в условии каждой задачи. Все входные данные предполагаются корректными и удовлетворяющими всем ограничениям, указанным в условии задачи.

Для каждой задачи определены максимальное время выполнения, объём доступной памяти и максимальный размер выходных данных для одного теста. Если на одном из тестов программа превысила это время, выделила больше памяти или вывела больше данных, решение считается неверным.

Если компиляция решения, отправленного на проверку, завершилась с ошибкой, команда получает сообщение Compilation error. Если компиляция завершилась успешно, решение проверяется на всех тестах из условия задачи. Если хотя бы на одном из этих тестов решение отработало неверно, проверяющая система выдаёт сообщение о том, какая именно ошибка произошла.

Только после того, как решение успешно прошло все тесты из условия задачи, начинается его проверка на полном наборе тестов. По результатам этой проверки команде сообщается о том, зачтено решение или нет. Если решение зачтено, команда получает сообщение Accepted. Если решение не зачтено, сообщается информация о первой случившейся ошибке: тип ошибки и номер теста, на котором она произошла. В этом случае решение не проверяется на последующих тестах.

Тип ошибки может быть одним из следующих:

сообщение расшифровка возможная причина
Wrong answer N ответ программы неверен ошибка в программе; неверный алгоритм; программа выводит ответ в файл
Crash N программа аварийно завершила работу деление на ноль; бесконечная рекурсия; массивы имеют недостаточный размер
Time limit exceeded N программа не закончила работу в установленное время бесконечный цикл; неэффективное решение
Memory limit exceeded N программа превысила установленное ограничение по памяти утечка памяти; неэффективное решение
Output limit exceeded N программа превысила ограничение на размер выходных данных бесконечный цикл; ошибка в программе

При возникновении ошибок Crash, Memory limit exceeded, Time limit exceeded, Output limit exceeded вывод программы не проверяется.

Результаты

Команды ранжируются по числу решённых (т.е. зачтённых) задач. При равенстве числа решённых задач выше ставится команда, имеющая меньшее суммарное штрафное время. При равенстве числа решённых задач и штрафного времени выше ставится команда, которая раньше сдала свою последнюю зачтённую задачу.

Суммарное штрафное время определяется как сумма штрафных времён каждой зачтённой задачи. Штрафное время отдельной задачи определяется как время от начала тура до момента посылки первого решения, признанного правильным, плюс 20 минут за каждую предыдущую посылку решения на эту задачу (считаются только те попытки, когда решение проверялось на полном наборе тестов). Нерешённые задачи никакого вклада в суммарное штрафное время не вносят.

Во время тура командам доступна таблица с текущими результатами. За час до конца тура таблица замораживается. Все промежуточные результаты являются неофициальными. Официальные результаты объявляются на закрытии олимпиады.

Апелляция

Если команда считает, что в одной или нескольких задачах содержатся ошибки, она может подать апелляцию. Апелляция подаётся по электронной почте во время или сразу после окончания основного тура. Команда должна изложить основания для апелляции и предположения о возможном характере ошибки.

При наличии апелляций председатель жюри назначает апелляционную комиссию. Если комиссия признает, что некоторые тесты являются некорректными (противоречащими условию задачи), то эти тесты могут быть исправлены или удалены, а задача перепроверена (будут перепроверены решения всех команд, а не только той, которая подала апелляцию).

Правила дисквалификации

Жюри имеет право дисквалифицировать команду в следующих случаях:

  • Использование нескольких логинов, использование чужого логина;
  • Использование и наличие при себе электронных устройств и средств связи;
  • Попытки нарушения работы тестирующей системы;
  • Любые хулиганские действия;
  • Публикация решений задач в интернете;
  • Сдача чужого решения, даже если чужое решение было изменено или доработано;
  • Передача своего решения другим командам, в том числе и непреднамеренная.

Решение о «похожести» решений принимается жюри.