XIV Открытый командный чемпионат УрГУ по спортивному программированию
Версия для печати

Правила соревнований

Общие положения

Соревнования проводятся по правилам Международного студенческого чемпионата мира по программированию (ACM ICPC). Подобные соревнования предоставляют учащимся высших учебных заведений возможность взаимодействия со студентами других вузов, оттачивания и демонстрации своих навыков решения алгоритмических задач, программирования и работы в команде.

Организационный комитет соревнований состоит из директора соревнований, жюри, программного комитета и технического комитета. Директор соревнований назначает председателя жюри, председателя программного комитета и председателя технического комитета. Жюри обладает исключительным правом определения правильности решений участников, подведения итогов соревнования и дисквалификации команд. Жюри разбирает вопросы, возникшие в результате непредвиденных обстоятельств. Решения жюри окончательны и обжалованию не подлежат. Программный комитет подготавливает комплект задач соревнования. После соревнования представители программного комитета проводят разбор задач. Технический комитет обеспечивает работоспособность программного и аппаратного обеспечения, доставляет участникам их распечатанные решения, следит за порядком на соревнованиях.

Каждая команда состоит из трёх участников из одного вуза. Каждый член команды должен являться студентом или аспирантом очной формы обучения. По согласованию с оргкомитетом к участию могут быть допущены неполные команды, команды, участники которых представляют разные вузы, а также команды, в составе которых есть школьники старших классов. Команду может сопровождать тренер. В этом случае он является официальным контактным лицом команды и может защищать её интересы при общении с Жюри.

Проведение соревнования

Каждая команда получает в своё распоряжение один IBM PC совместимый компьютер не хуже заранее объявленной конфигурации, работающий под управлением операционной системы Windows. В случае непредвиденных обстоятельств, таких как неисправность локальной сети или отсутствие электропитания в компьютерном классе, участникам могут быть предоставлены компьютеры более слабой конфигурации.

Для составления исходных текстов решений и их отладки участникам предоставляются следующие среды программирования:

  • Visual Studio 2008 — для языков C++ и C#;
  • Eclipse 3.5/JDK 1.6 — для языка Java;
  • Borland Developer Studio 2006 — для языка Pascal.

Соревнование состоит из пробного тура и основного тура.

Пробный тур длится не более двух часов. В ходе него участники могут ознакомиться с рабочими местами и программным обеспечением соревнования, решив несколько простых задач. Во время пробного тура тренер может присутствовать на рабочем месте команды. Результаты пробного тура не учитываются при подведении итогов соревнования.

Основной тур длится 5 часов. Жюри имеет право продлить тур в случае непредвиденных обстоятельств. Во время основного тура командам предлагается для решения от 8 до 13 задач с условиями на русском языке. Жюри принимает решения на языках программирования C++, C#, Pascal, Java. Отправка решений осуществляется во время тура с помощью программного обеспечения соревнования. Через некоторое время после отправки команде становится доступен результат проверки. После окончания тура решения не принимаются.

Участники могут приносить с собой и использовать только чистую бумагу и письменные принадлежности. Запрещается использование любых справочных материалов, кроме установленных на предоставленном компьютере, любых вычислительных устройств и средств хранения или передачи информации: портативных компьютеров, калькуляторов, съёмных носителей, мобильных телефонов и других коммуникационных устройств. Разрешается использование любого программного обеспечения, установленного на предоставленном компьютере.

Во время основного тура участники могут общаться только с членами своей команды и членами технического комитета. Команда не должна создавать излишнего шума, чтобы не мешать другим участникам. Команда может обратиться к жюри с вопросом по условию какой-либо задачи. Вопрос должен быть сформулирован на русском языке и предполагать ответ «Да» или «Нет». Вопрос задаётся с помощью программного обеспечения соревнования. Жюри может ответить на поставленный вопрос «Да», «Нет», «Смотрите условие» или «Без комментариев». Жюри может разослать ответ на вопрос всем участникам соревнования.

Команда может распечатать своё решение на принтере. Необходимые средства для печати предоставляются программным обеспечением соревнования. Распечатка будет доставлена команде представителем технического комитета. Количество листов бумаги на каждую команду ограничено.

Команды могут быть дисквалифицированы за несоблюдение данных правил, а также за совершение действий, которые могут нарушить работу программного обеспечения соревнования. За нарушение правил во время пробного тура команда может быть не допущена до участия в основном туре.

Проверка решений

Решением задачи является файл с исходным текстом программы, написанной на одном из разрешённых языков программирования. Команда может решать задачи на различных языках программирования. Допустимый размер исходного текста одной программы с решением ограничен.

Входные данные подаются программе в файле input.txt, расположенном в текущем каталоге. Программа должна выводить ответ в файл output.txt, который должен быть сохранён также в текущем каталоге.

В решениях задач запрещается:

  • работа с любыми файлами, за исключением файлов input.txt и output.txt;
  • выполнение внешних программ и создание новых процессов;
  • ввод с клавиатуры и вывод на экран;
  • работа с GUI-элементами (окнами, диалогами и т.д.);
  • работа с внешними устройствами (принтером, звуковой картой и т.д.);
  • использование сетевых средств.

При проверке решений используются те же компиляторы, что имеются у участников. Однако набор функций, доступных программам во время проверки, ограничен. В ходе пробного тура команды должны убедиться в доступности необходимых им функций. До начала основного тура команда может обратиться к жюри с просьбой расширения набора доступных функций.

Решение проверяется путём последовательного запуска на наборе тестов, который недоступен участникам и является одинаковым для всех команд. Решение засчитывается в том случае, если оно выдаёт верные ответы на все тесты. Первыми тестами в наборе всегда являются тесты из условия задачи, они идут в том же порядке, в котором приведены в условии. Полный набор тестов не предоставляется участникам даже после окончания соревнования. Тестирование производится автоматически, поэтому программы должны в точности соблюдать форматы входных и выходных файлов, описанные в условии каждой задачи. Все входные данные предполагаются корректными и удовлетворяющими всем ограничениям, указанным в условии задачи.

Для каждой задачи определены максимальное время выполнения и объём доступной памяти для одного теста. Если на одном из тестов программа превысила это время или выделила больше памяти, решение считается неверным.

После проверки команде сообщается о том, зачтено решение или нет. Если решение не зачтено, сообщается информация о первой случившейся ошибке: тип ошибки и номер теста, на котором она произошла (тесты нумеруются, начиная с единицы). В этом случае решение не проверяется на последующих тестах. Сообщение от проверяющей системы может быть одним из следующих:

сообщение расшифровка возможная причина
Accepted решение засчитано программа работает верно
Compilation error компиляция программы завершилась с ошибкой синтаксическая ошибка; неправильно указан язык; размер исходного файла слишком большой
Wrong answer on test N ответ программы неверен ошибка в программе; неверный алгоритм
Runtime error on test N программа завершила работу аварийно или с ненулевым кодом возврата программа на языке С++ не завершается оператором return 0; деление на ноль; бесконечная рекурсия; массивы имеют недостаточный размер
Time limit exceeded on test N программа не закончила работу в установленное время бесконечный цикл; программа ожидает ввода с клавиатуры; неэффективное решение
Memory limit exceeded on test N программа превысила установленное ограничение по памяти утечка памяти; неэффективное решение

При возникновении ошибки Compilation error программа не запускается ни на одном тесте. При возникновении ошибок Runtime error, Memory limit exceeded, Time limit exceeded вывод программы не проверяется.

Если в последние минуты основного тура на проверку будет поступать слишком много решений, жюри может прекратить информирование команд о результатах проверки. Тем не менее, все эти решения будут проверены и учтены при подведении итогов.

Определение победителей

Команды ранжируются по числу решённых (т.е. зачтённых) задач. Команды, решившие одинаковое число задач, ранжируются по суммарному штрафному времени. Суммарное штрафное время определяется как сумма штрафных времён каждой зачтённой задачи. Штрафное время отдельной задачи определяется как время от начала тура до момента посылки первого решения, признанного правильным, плюс 20 минут за каждую предыдущую посылку решения на эту задачу. Нерешённые задачи никакого вклада в суммарное штрафное время не вносят (в том числе и в виде штрафов за неправильные решения).

Во время тура командам доступна таблица с текущими результатами. За час до конца тура таблица замораживается. Все промежуточные результаты являются неофициальными. Официальные результаты объявляются на закрытии соревнования.

Апелляция

Если команда считает, что в одной или нескольких задачах содержатся ошибки, она может подать апелляцию. Апелляция подаётся в письменном виде во время или сразу после окончания основного тура. Команда должна изложить основания для апелляции и предположения о возможном характере ошибки.

При наличии апелляций председатель жюри назначает апелляционную комиссию. Если комиссия признает, что некоторые тесты являются некорректными (противоречащими условию задачи), то эти тесты могут быть исправлены или удалены, а задача перепроверена (будут перепроверены решения всех команд, а не только той, которая подала апелляцию).